Нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, самоконтроль.
А нейропсихолог — это психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться.
Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый или ребенок старше 3-х лет. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны. Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу.
Для этого перед началом коррекции обязательно нужно пройти диагностику.
Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:
— рисует или пишет левой рукой;
-плохо запоминает тексты, картинки и т.д.;
-гиперактивен или заторможен;
-испытывает трудности в усвоении учебного материала;
-имел травму головы;
-получил родовую травму;
-не ползал или мало ползал в младенчестве;
-неусидчивый;
-получал общий наркоз;
-двигает языком и ногами, когда рисует или пишет;
-рассеянное внимание и быстрая утомляемость;
-при письме заменяет или пропускает буквы;
— пишет буквы зеркально;
— откликается не сразу , когда к нему обращаются;
— не всегда понимает обращенную к нему речь;
-родился с помощью кесарева сечения;
-болезненный, часто принимал антибиотики;
-больше года занимается с логопедом при слабо выраженном результате;
-имеет мышечный гипер- или гипотонус.
Занятия с нейропсихологом эффективны при:
-общем недоразвитии речи (ОНР);
— задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
— задержке психического развития (ЗПР);
-задержке речевого развития (ЗРР);
— запинки в речи, логоневрозе (заикание);
— речевом негативизме;
-гиперактивности, дефиците внимания, гипервозбудимости (СДВГ);
-минимальных мозговых дисфункциях (ММД);
-синдроме раннего детского аутизма (РДА);
-перинатальной энцефалопатии (ПЭП);
-любых нарушений речевого развития на невротической основе;
Нейрокоррекционное занятие состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.
Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только отработать комплекс упражнений.
Классический курс нейрокоррекции включает 24 групповых занятия. Данный комплекс рекомендован детям с 5 до 10 лет. В более старшем и более младшем возрасте, а также в случае, если у ребенка есть определенные особенности развития, специалист может предложить индивидуальные занятия в другом режиме.
Не рекомендуется бросать занятия не дойдя до конца — тогда начатая «перестройка» останется незавершенной, проблемы могут вернуться и даже стать серьезнее.
Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.
Занятия проводятся в присутствии родителей, которые являются активными участниками программы. Продолжительность одного занятия – 50 минут, режим занятий – 2 раза в неделю. После каждого занятия нужно выполнять дома простые закрепляющие домашние задания.